Раньше, когда мы говорили о росте цен, наши бабушки и дедушки с горьким смехом отвечали: «А когда цены падали? Только те из нас, кто помнит послевоенный период цен, при Сталине в конце 40-х годов и только росли». Но давайте отойдем от цинизма и рассмотрим это как само собой разумеющееся. Повышение цен на товары и услуги за дешевые деньги — неумолимый процесс, отчасти мотивированный регуляторами в развитых странах. Миллениалы все еще помнят, как можно было потратить 100 долларов два или 30 лет назад, и сравнивают их с тем, что они могут купить сегодня. А что бы вы сказали о стоимости того же доллара или английского фунта стерлингов 50 или 100 лет назад?
В середине прошлого века средняя зарплата в США в 30-35 долларов в неделю считалась достаточной. Причина постепенной девальвации заключается в том, что страна ориентирована на экспорт, даже если она экспортирует именно промышленную продукцию, сельское хозяйство или природные ресурсы. Экспортеры получают выгоду от заниженных текущих расходов в местной валюте, в то время как прибыль от продукции, проданной за границу, выгоднее получать в переоцененных иностранных монетах. Например, в период с 1970 по 1980 год японские товары — радио- и телеприемники, магнитофоны, часы, фотоаппараты, калькуляторы и т. д. Японские товары оказались на пределе своей надежности и престижа. А ведь в тот год доллар США стоил 360 иен. Когда страна начала терять свои позиции в мировом экспорте, японская валюта автоматически начала укрепляться и в итоге выросла в цене в четыре раза — сегодня доллар США эквивалентен 90 иенам.
Prime Logistics специализируется на доставке грузов из Китая в Россию только крупными партиями по 50 кг. Поставки осуществляются всеми видами транспорта, включая мультимодальные перевозки. Оптовая торговля осуществляется в отдельных контейнерах (20, 40 и 45 футов) и в составе сборных грузов. Дополнительно осуществляется таможенное оформление грузов, предоставление финансовых и юридических консультаций, складские услуги. Только для юридических лиц!
Или позвоните нам по телефону: 8 495 921-03-75
В середине 1990-х годов, когда была введена новая общеевропейская валюта, один евро стоил в два раза больше, чем один доллар. В то время российскому менеджеру по логистике за 15 000 долларов было вдвое выгоднее купить американский вилочный погрузчик за 15 000 евро в аналогичном европейском месте. В рублях разница в два раза больше. В итоге регуляторы ЕС начали постепенно снижать стоимость собственной валюты, поднимая евро до первоначального соотношения 1,2 к 2,0, а такой процесс чреват ростом цен.
Повышение цен на товары влечет за собой рост цен на услуги, в том числе логистические. Денежные знаки — основная, но не единственная причина роста тарифов на грузоперевозки. До кризиса 2008 года мировая и российская экономики стабильно росли. Когда спрос превышал предложение, соответственно, росли и транспортные расходы. Годы после рецессии, продолжавшейся до 2014 года, были относительно мягкими. Рубль был недооценен из-за введения антироссийских санкций. В основном это послужило для российских транспортных компаний сильным стимулом для увеличения счетов за международные перевозки. Однако доллар теперь эквивалентен 75 рублям вместо прежних 34 рублей, и транспортные компании уже не могут продавать свои услуги конечному потребителю по прежней рублевой цене. Тем временем наступил 2020 год, и разразился кризис, спровоцированный Ковидом-9, потрясший не только российскую, но и мировую экономику.
Если до кризиса рост тарифов на грузоперевозки был нулевым и объяснялся ростом спроса и задержками, то по логике обильного предложения и обвала того же спроса в кризис, цены на транспортные услуги должны были упасть. Почему же этого не произошло? На самом деле клиенты наблюдают обратный процесс, а именно ползучий рост. Однако заказчики оперируют абсолютными цифрами, а сокращение счетов происходит в относительных цифрах. Если говорить более конкретно, то в этом году транспортники потратили на топливо в 0,4 раза больше, а тарифы выросли в 0,05 раза. В сравнительном «топливном» разрезе транспорт подешевел в 8 раз, а конечные потребители увидели явный рост на 5 %. В то же время углеводородная составляющая — лишь одна из причин абсолютного роста счетов. К ним относится и увеличение налоговой нагрузки.
Международные российские перевозчики также испытывают давление со стороны иностранных условий. Еще одной причиной роста счетов в прошлом году стала нехватка китайских контейнеров. В последние несколько лет товары, в том числе из Китая, отправляли в Европу, чтобы разгрузить и использовать для отправки товаров в обратном направлении. Замок 2020 года заморозил продуктивный европейский контингент, европейский экспорт, в том числе в Китай, упал до вертикали, а контейнеры зависли в Европе. Поддерживать переброску пустых контейнеров в Азию не собирались. Поэтому к нехватке китайских контейнеров добавилась еще одна причина: в 2020 году ограничили пересечение автомобильных границ — разрешалось 10-20 машин в день. Железнодорожные перевозки усугубили нехватку контейнеров. В совокупности эти факторы привели к беспрецедентным перекосам в глобальной логистике. Журналы, транспортный процесс, отлаженный десятилетиями, начали резко неконтролируемо меняться. Накопленный спрос, возникший в условиях карантина и ограничений, привел к регулярному локальному увеличению интенсивности грузоперевозок. Эти неконтролируемые колебания нарушают норму промышленного восстановления и приводят к экономически затратным эксцессам.
Мнения экспертов, высказанные в узких кругах, сводятся к следующему Потребуется не только несколько лет, но и увеличение трансфертных платежей до 30 %, чтобы сбалансировать перекосы и сгладить возникшие острые углы предложения. 19, так как текущие затраты не распространяются на другие цены (недвижимость, импортное оборудование, топливо и т. д.) в этих пределах.
Названа неожиданная причина роста цен на грузоперевозки в России
Логистика в России становится все более дорогой из-за нехватки рабочей силы и неработающего оборудования. Forbes называет участников рынка в качестве непредвиденной причины повышения российских цен на грузоперевозки.
Транспортные и снабженческие отрасли недоукомплектованы: рынку не хватает 500 000 водителей грузовиков, а также авиакомпаний, инженеров, электриков, складских и компьютерных работников. По данным HH.RU, в мае 2024 года количество вакансий в отрасли выросло на 23 % в год, а количество резюме — всего на 17 %. Нехватка сотрудников приводит к росту зарплат, поломкам оборудования и влияет на цены на перевозки.
По словам Санджара Ашуралиева, управляющего директора транспортной компании «Делко», на нехватку персонала повлияли демографический кризис 1990-х годов, пандемия в Коронае и конфликт в Украине, начинающийся в 2022 году. Логистику пришлось перераспределять.
Компаниям сложнее привлекать линейный персонал — сборщиков, упаковщиков, грузчиков, вилочников, водителей грузовиков, отправителей и т. д. Из специалистов в дефиците только IT-специалисты.
По данным представителей отрасли, дефицит комплектовщиков превышает 15% в складском ассортименте (около 20%, справочник складской техники). Самая дефицитная категория водителей грузовиков — водитель с прицепом (категория Е). Не хватает также инженеров, техников и электриков, особенно тех, кто знает особенности обслуживания и ремонта китайских тягачей, которые приходят на смену устаревающей технике в Европе, добавил Ашуралиев.
Отраслевые организации пытаются решить проблему нехватки рабочей силы с помощью улучшенных социальных программ, различных систем мотивации, обучения и автоматизации процессов. По словам Марии Шелофаевой из Stalogistic, некоторые из них инициировали программы по направлению и сотрудничеству с высшими и средними профессиональными учебными заведениями. Однако большинство представителей отрасли убеждены, что в ближайшие 10-15 лет ситуация не улучшится, если не будут приняты комплексные меры на государственном уровне.
Президент Агентства Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев ранее обращал внимание на то, что кадровый голод в российских розничных компаниях достиг максимума за последние 20 лет. К 2022 году количество вакансий в продуктовых магазинах вырастет на 60 %, в одежде и обуви — более чем на 50 %, в бытовой технике — более чем на 40 %. Ритейлеры пытаются решить проблему нехватки автоматизации, но это поможет лишь отчасти. Эксперты также назвали санкционированные высокие логистические расходы и другие геополитические тенденции в качестве ключевых вызовов для отрасли.
Расходы на перевозку будут расти
В прошлом году индекс Ro Indi.Su, отражающий средние цены по России и 100 самым популярным маршрутам в стране, вырос почти на 40 %. Однако рост за последние полгода (+25,8 %) не столь впечатляющий, как говорят участники рынка.
Примечание эксперта: За последние полтора года расходы перевозчиков выросли очень сильно. Подорожало все: от дизельного топлива до приводов, техники и запчастей. Некоторые европейские запчасти для грузовиков подорожали в разы. То же самое касается грузовых шин и смазочных материалов для двигателей западной торговли.
— Если раньше новый «Камаз» стоил 7 млн рублей, то теперь он стоит 1 000-11 млн рублей. Столько же стоит китайский тягач», — рассказал Владимир Матягин, президент Союза „Грузавтотранс“. — Увеличились и другие расходы. Выросли счета за взводы, подорожала плата за проезд.
Стоит отметить, что новые тяжелые грузовики продолжают дорожать. С 1 августа участники рынка увеличили утилизационный сбор на машины, ввозимые из-за рубежа, из-за чего цена китайского грузовика составляет не менее 600 000 рублей. Не забывая об инфляции, в конце 2022 года ее уровень достиг почти 12 %. Владельцы транспорта увеличили свои административные расходы, а частные водители — ежедневные.
Меньше пересадок.
Уменьшение количества пересадок привело к росту цен. Не хватает транспортных средств для удовлетворения спроса на перевозки. У этой проблемы есть несколько причин.
Отсутствие достаточного количества грузовиков связано с уходом семи крупнейших европейских производителей. На рынке остались только российские и китайские компании. Дальнемагистральные тягачи КАМАЗ стоят в очереди, а новые грузовики приходится ждать от нескольких месяцев до полугода. Многие авиакомпании с осторожностью относятся к китайским грузовикам, в первую очередь из-за проблем с запчастями и сервисом.
Также усиливается нехватка водителей. Крупнейшие авиакомпании утверждают, что сотни машин простаивают (в среднем 5-15 %) из-за нехватки персонала. Эту проблему обычно связывают с исключением профессии водителя из системы среднего образования, снижением его престижа и тяжелыми условиями труда. Нехватка водителей вынуждает работодателей повышать заработную плату. Это также сказывается на стоимости перевозок.
В рамках этих проблем вырос спрос на транспорт. В конце июля Центробанк сообщил о рекордах использования производственных мощностей российскими компаниями.
-Святослав Вильде, основатель и директор биржи ATI.SU, объясняет. — Существует высокий спрос на переезд в новые районы в связи с военными и политическими потребностями. Кроме того, расширяются международные транспортные маршруты в связи с переориентацией грузопотоков из Европы в централизованном направлении. Поэтому для перемещения определенных объемов грузов требуется больше транспортных средств, чем раньше.
В результате спрос увеличился, а предложение сократилось. Баланс нарушается, и цены растут, пока не восстановятся. А на восстановление баланса может уйти много времени. Для этого перевозчикам необходимо покупать новые автомобили, нанимать и обучать новых водителей.
Мнение «частных водителей
Видеоблогер Олег (Перевозчик. канал РФ), владелец Gazon Next, также отмечает рост цен, хотя и не слишком высокий.
— Я бы не сказал, что цены необоснованно выросли. Да, они выросли, но не на 50 %! Есть грузовики по 50 рублей за километр, но это не относится к малотоннажным грузовикам!
Однако наши собеседники признают, что на некоторых маршрутах цены могут значительно вырасти.
— В сезон цены на южных маршрутах постоянно растут. В целом, летом «Газоны» по маршруту Белгород — Станица могут стоить 35 рублей за километр.
Аналогичная ситуация может сложиться и в направлении Санкт-Петербурга. Раньше найти груз в северной столице было гораздо проще, но после введения санкций и вывода контейнерных транспортных линий, перевозящих грузы из-за рубежа в порт Санкт-Петербурга, найти возврат стало гораздо сложнее.
Еще одна возможная причина высоких цен — подвижность грузов. Полноприводные велосипеды стоят значительно дороже, а продать их проще. Они являются лакомой мишенью для грабителей и могут быть неинтересны захватчикам дорог, хотя перевозчикам может понравиться снижение рентабельности. .
Константин, руководитель казанской грузовой компании, который ведет блог на YouTube, в одном из своих видео рассказал, что, как правило, не перевозит дорогие, мокрые грузы, такие как техника, табак и алкоголь. Убытки в случае кражи или ДТП настолько велики, что перевозчик не считает целесообразным брать такие грузы.
Говоря о причинах роста цен, Константин отмечает, что нехватка транспорта и водителей особенно остро ощущается на коротких расстояниях (до 1000 км). В результате цены растут. Частные компании впервые за много лет получили возможность самостоятельно определять цены, как утверждают бизнесмены.
На цены влияют сезонные факторы — весенние ограничения (четырехколесные велосипеды явно не входят в список товаров, разрешенных в сухой сезон), состояние дорог.
Резюме. Почему растут цены? Ответить на вопрос «Почему растут цены?» одной фразой невозможно — причин для роста цен много. Перечислим основные из них.
Таким образом, нехватка транспортных средств и водителей приводит к росту спроса на транспорт и увеличению его стоимости, что влечет за собой повышение цен. На некоторых маршрутах это может быть особенно выражено в силу особенностей отраслевой географии, общей интенсивности товародвижения, сезонных ограничений и других факторов.
Грузовое предупреждение: перевозчики поднимают расценки на 15–25%
Командировочные перевозчики начали информировать своих клиентов о повышении цен на транспортные услуги на 15-25 %.в зависимости от направления. Об этом сообщил Национальный автотранспортный союз «Грузавтотранс». По его данным, более 80 % членов организации начали информировать своих клиентов о повышении цен. Участники рынка объясняют это ростом стоимости комплектующих, масла и увеличением расходов на обслуживание техники. Однако одной из главных причин является ежегодный рост цен на дизельное топливо на 16-19 %. Это составляет половину стоимости грузовика. Именно поэтому профсоюз обратился к президенту РФ, в Министерство энергетики и ФАС с просьбой повлиять на рост цен на топливо. В Минэнерго заявили, что проведут расследование обращения, но отметили, что уже приняли меры по снижению темпов роста цен на нефть.