Тасс-Досье: 1 августа 2022 года стало известно, что в Москве на 84-м году жизни скончался бывший министр внутренних дел СССР и последний председатель КГБ СССР Вадим Бакатин.
Вадим Бакатин родился 6 ноября 1937 года в новосибирском городе Киселевске (ныне Кемерово). Его отец был горным инженером, а мать — врачом и парторгом поликлиники.
В 1960 году окончил Гидротехнический техникум при Новосибирском инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева по специальности «гидротехника». В 1985 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС (ККСЭ).
После окончания академии с 1961 года работал мастером, а с 1962 года — начальником строительного участка в строительном комплексе. 1 в Кемерово.
С 1963 года — главный инженер строительного управления № 3, с 1969 года — начальник строительного управления № 4 треста «Кемеровохимстрой».
В 1964 году поступил на работу в ККСЭ.
С 1971 года — кемеровский домостроитель.
В 1973 году переведен на партийную работу и к 1975 году стал вторым секретарем городского комитета ККСЭ.
С 1975 по 1977 год — секретарь Кемеровского обкома ККСЭ — директор строительного управления с 1977 по 1983 год.
В 1983 году был переведен на работу в Центральный Механизм Коммунистической партии в Москве и до 1985 года был инспектором ЦК ККСЭ.
С 22 марта 1985 года по 26 мая 1987 года — первый секретарь Кировского обкома ККСЭ.
С 1986 по 1991 год был членом Центрального комитета ККСЭ, а с 1986 года — членом Верховного Совета СССР.
С 7 мая 1987 года по 17 ноября 1988 года — первый секретарь обкома ККСЭ.
С 21 октября 1988 года по 1 декабря 1990 года — занимал пост министра внутренних дел СССР (вместо Александра Власова), возглавив министерство по предложению Михаила Горбачева, Генерального секретаря ЦК КПК (1990). — (Президент СССР). Вадим Бакатин передал больше полномочий органам МВД Федеративной Республики, проведя курс «Лидер СССР». При Бакатине впервые была рассекречена криминальная статистика. В сентябре 1990 года МВД СССР стало членом Интерпола.
В марте 1990 года на III Съезде народных представителей СССР Вадим Бачин был выдвинут «профсоюзной» командой кандидатом в президенты СССР, но снял свою кандидатуру (Михаил Горбачев).
С марта 1990 по сентябрь 1991 года был членом Президентского совета СССР.
На пленуме ЦК ККСЭ в декабре 1990 года проголосовал за отмену статьи 6 Конституции СССР о руководстве ККСЭ.
С марта 1991 года являлся членом Совета безопасности СССР.
12 июня 1991 года участвовал в выборах Президента СССР. Отклонил предложение Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина пойти с ним в качестве кандидата на пост Верховного Президента РСФСР. Он выдвинулся на пост президента республики вместе с председателем Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР Рамазаном Абдулатиповым (который занял пост вице-президента). Бакатин и Абдулатипов заняли последнее место среди шести групп кандидатов, набрав 3,42 % голосов.
В августе 1991 года он выступил против введения чрезвычайного положения (ГКЧП) для отстранения от власти президента СССР Михаила Горбачева.
С 23 августа по 22 октября 1991 года Вадим Бакатин возглавлял Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР. Он очистил КГБ от сторонников ГКЧП и разделил службу на ряд самостоятельных структур, созданных по адресам КГБ (Центральная служба информации, Комитет правительственной связи при Президенте СССР). Приказом от 4 сентября 1991 года управление КГБ было передано в непосредственную подчиненность КГБ РСФСР по штатам и областям РСФСР.
После расформирования КГБ Пангелены возглавил созданную на ее базе Транснациональную службу безопасности (МГБ) и с 6 ноября 1991 года являлся ее президентом. Президент СССР. 19 декабря 1991 года, вскоре после расформирования СССР президентом СССР Борисом Ельциным, МГБ, МВД СССР, ФСО СССР и МВД СССР были объединены в Министерство безопасности. Министерство внутренних дел возглавил Виктор Бараников. 23 декабря на встрече с Бакациным Ельцин сообщил ему о своем увольнении и предложил поехать послом в «страны, кроме Франции и США». Бакацин отклонил это предложение. Официально он был освобожден от должности главы ИРБ 15 января 1992 года.
С марта 1992 года — вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ (Фонд «Реформа», председатель Станислав Шаталин) и руководитель отдела политических и пограничных исследований.
Осенью 1994 года вместе с членами Политбюро ЦК КПСС Александром Яковлевым и Станиславом Шаталиным участвовал в создании Движения за социал-демократическое единство.
С 1998 года — советник президента и член Совета директоров ОАО «Альфа Цемент» (с 2011 года — ОАО «Холсим Рус»).
В 2000-х годах был консультантом инвестиционной компании «Восток Капитал», возглавляемой бывшим космонавтом Алексеем Леоновым.
Имел звание генерал-лейтенанта внутренних дел (1988).
Награжден орденом Почета (1976) и орденом Ленина (1987).
Автор мемуарных и публицистических книг «Свобода от иллюзий» и «Свобода от КГБ» (обе — 1992), «Дорога в прошлое» (1999) и «Корни в Сибири: история нашего рода» (2007). рода (2007).
Свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати 2 апреля 1999 года.
Некоторые публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.
Для информационных ресурсов используется рекомендательная технология.
Последний министр внутренних дел СССР сделал с женой нечто невообразимое
Борис Карлович Пуго — советский политический и партийный деятель, последний министр внутренних дел СССР. На пике своей политической карьеры он покончил жизнь самоубийством. Это произошло 22 августа 1991 года. Однако до этого он совершил нечто гораздо худшее.
По некоторым данным, таким же образом погибла его жена Валентина Ивановна. Однако факты говорят о том, что Валентина Ивановна была убита своим мужем. По факту убийства было возбуждено уголовное дело, но оно закончилось смертью обвиняемого.
Борис Пуго — латыш по национальности, окончил Технический университет в Риге. Его будущая партнерша, Валентина Голубева, также была студенткой данного учебного заведения. Именно здесь они и познакомились (об этом писал Леонид Муретин в своей книге «Знаменитые самоубийцы»). Валентина родилась в Ленинграде, но большую часть жизни провела в Риге. В 1961 году молодые люди поженились, а через несколько месяцев стали родителями. В их семье появился сын Вадим.
В 1964 году Борис Карлович был переведен на работу в Москву по партийной линии. Его семья последовала за ним. Не осталась в стороне и его жена. Она устроилась на работу в Энергетический институт, закончила аспирантуру, поддержала диссертацию и стала кандидатом технических наук. Через некоторое время они вернулись в Латвию, а в 1988 году окончательно переехали в Москву. Валентина Ивановна устроилась преподавателем в университет, а ее муж стал министром внутренних дел СССР.
В августе 1991 года Борис Пуго стал членом ГКЧП и одним из организаторов знаменитого путча. Однако никаких изменений не произошло, и министру было предъявлено обвинение в преступной попытке устроить переворот. Утром 22 августа в квартиру Пуго явились высокопоставленные сотрудники КГБ, представители Министерства внутренних дел, прокуроры и Григорий Табулинский. Сергей Плохий в своей книге «Последняя империя: падение Советского Союза» пишет, что 90-летний отец Валентины открыл дверь властям. На самом деле никто не был схвачен. Обезображенное тело министра нашли в спальне, пол был еще жив, но Валентина Ивановна была тяжело ранена. Женщину срочно доставили в больницу, но спасти ее не удалось, через день она умерла. Оба супруга оставили предсмертные записки. Борис писал, что она честно жива, а Валентина Ивановна просила его присмотреть за дедом.
По официальной версии, жена Пуго ушла из его жизни во время переговоров, а последний министр внутренних дел Советского Союза навсегда останется в истории как человек и убийца одновременно. Однако не все так гладко в этой истории. Бывший член Комитета по чрезвычайному положению Геннадий Янаев в своей книге «Гкчп против Горбачева. Последняя битва за Советский Союз», выразил сомнение в том, что Пуго мог убить свою жену. Ведь они 30 лет жили душа в душу. Его самоубийство также вызвало вопросы. Накануне трагедии, по словам Янаева, он позвонил Борису Карловичу, который был как всегда весел и шутил по поводу грядущих проблем министра.
Между тем Вадим, сын Бориса и Валентины Пуго, был уверен, что родители решили умереть вместе. Он даже говорил, что мать просила отца убить ее первой.
Коррупция в СССР: дело министра МВД Николая Щелокова
Автор: Виктор Иванов, редактор i n-hife. экономист. Опыт работы в экономике более 15 лет. Дата: 11 января 2019 г. Время чтения: 7 мин.
Спор между двумя советскими спецслужбами привел к расправе над министром внутренних дел Николаем Скроковым. После смерти Брежнева — своего покровителя — главу государства обвинили в коррупции и злоупотреблении властью. В декабре 1984 года, выполняя приказ Николая Анисимовича о лишении всех наград, он покончил с собой и оставил предсмертную записку.
Николай Анисимович Шкероков достиг настоящего долголетия среди советских министров и занимал пост главы МВД в течение 16 лет. В этот переломный период он смог кардинально изменить представление о советской милиции и реализовать многие основополагающие идеи. Почему добросовестное и справедливое руководство одним из главных министерств обернулось скандалом и без того честного человека? Что стало истинным мотивом отставки и самоубийства министра и почему дело Николая Серокова вызвало серьезные сомнения в профессии?
Краткая биография Николая Щелокова
Николай Анисимович был выходцем из обычной рабочей семьи в нынешней Луганской Народной Республике, а вырос в Екатеринославской области Российской империи начала XX века. С 1922 года 12-летний мальчик, как и большинство жителей Алмазной, уже работал на шахтах. После семи классов школы Николай учился в горной школе, а высшее образование получил уже в Днепровском металлургическом институте.
К концу тридцатых годов он работал начальником цеха в металлургии украинских заводов и предприятий. В 1938 году в Щерокове началась его политическая карьера — он был избран первым секретарем ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО обкома партии, а затем стал председателем ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО исполкома. Там Николай познакомился с Леонидом Брежневым, который был секретарем обкома КПСС.
Во время войны Николай Анисимович сначала отвечал за эвакуацию Днепропетровска, а затем был директором в Сталинграде Военного совета Южного фронта. В самые трудные 1942-1943 годы он был заместителем руководителя политической части Белого фронта. Именно в 1943 году Щелоков познакомился со Светланой, молодой медсестрой санбата. Он участвовал в освобождении Кавказа, Украины, в боях за Польшу и Чехословакию, закончив войну в рядах полковников.
После великих побед Николай Скулоков продолжил политическую карьеру, сначала в Коммунистической партии Украины в должности заместителя министра промышленности. Затем он отправился в СССР в Молдавию, где с начала 1950-х до середины 1960-х годов работал в Совете министров.
Расцвет политической карьеры при Брежневе
Как только Леонид Брежнев пришел к власти, его стали окружать «свои люди». Николай с семьей приехал в Москву в 1966 году, чтобы занять пост министра общественного порядка.
Интересно, что с 1968 года и до самой смерти Брежнева он был министром внутренних дел СССР.
Жена Светлана, надо сказать, отговаривала мужа от столь высокой должности. Она, конечно, предвидела проблемы с женским умом. Однако активный характер Николая Анисимовича нужно было менять. Как и прежде, он стал охотно реорганизовывать порученные ему структуры. Хозяйство действительно нуждалось в реорганизации и, как сейчас говорят, в ребрендинге.
К концу 1960-х годов правоохранительные службы ассоциировались с карательными силами общества, и все их боялись. Уже через несколько лет Николай Шкелоков прославился своей службой. Он основал Академию милиции и Академию МВД. Будучи большим ценителем искусства, он старался поднять культурный уровень своих подчиненных и заставить людей воплощать в жизнь хорошие манеры и вежливость по отношению к полицейским и стражам порядка. Он начал настоящую пропаганду и стал создавать книги и фильмы для полиции. При нем ежегодный концерт милиции стал одним из главных культурных событий страны.
Кроме того, Шкелоков выступал за повышение зарплаты милиционеров и обеспечение их служебным жильем. Он даже учредил для них летнюю форму. Все его усилия выходили за рамки официальных и облегчали жизнь Николаю Анисимовичу, который был близок к генеральному секретарю Брежневу. Многих его коллег такая деятельность только беспокоила.
Противостояние МВД и КГБ
Главной противоборствующей силой в правительственном механизме в секции Щелокова всегда был КГБ в лице президента Юрия Андропова. Их конфликт объясняется еще и тем, что Брежнев находил полезным время от времени оспаривать действия силовых структур. Он мог обращаться к Николаю Щеркову с просьбами о проведении важных мероприятий, связанных с ответственностью КГБ, с требованием, чтобы тот лично контролировал ход судебных разбирательств.
К этому добавлялась личная неприязнь двух руководителей спецслужб: ни один из них не терпел вмешательства других в свои дела. Все это пресекалось, но приводило к конфликтам между Андроповым и Щероковым.
Однако главной причиной длительного конфликта между двумя советскими спецслужбами считается так называемое «убийство Ждановской».
Убийство на Ждановской
Рисунок 4: Председатель КГБ Андропов
Скандальное убийство Вячеслава Афанасьева, майора госбезопасности и заместителя руководителя секретариата КГБ, произошло в декабре 1980 года на станции метро «Ждановская». Афанасьев с коллегами возвращался домой после празднования юбилея. Пьяный, он был задержан сотрудниками милиции. Они сами, привлеченные дорогим коньяком и закуской, решили выкрасть невменяемого человека. Афанасьев пришел в себя и стал угрожать преступникам в КГБ. Впоследствии в результате стычки был убит сотрудник КГБ.
Для расследования этого убийства Андропов решил прибегнуть к помощи прокурора — он был очень щепетилен в общении с обвиняемыми. Обвиняемые представители силовых структур поначалу отказывались признавать вину, но все свидетельские показания прямо указывали на них. В результате расследования были вынесены смертные приговоры майору Балишеву и еще трем сотрудникам милиции. Репутации Щелокова и его службе был нанесен непоправимый ущерб. Даже Андропов не забыл этого предыдущего.
Расследование громкого дела
Рисунок 5: Николай Анисимович и Галина Ивановна Брежневы.
После смерти Леонида Брежнева для семьи Николая Сухлокова наступили тяжелые времена. Новому секретарю — генералу Андропову, не потребовалось много времени, чтобы восстановить в правах старого преступника и вскоре предложить ему должность министра в Министерстве внутренних дел. Однако, согласно уже сложившимся в Союзе традициям, недостаточно отстранить политических врагов от государственных дел. Необходимо рассказать им, как их собственное имя связано с преступлениями против благополучия государства.
Вскоре Шкелоков был обвинен в злоупотреблении служебным положением, взяточничестве и коррупции. Патологически честный человек старой закалки Николай Анисимович начал возвращать властям подарки, полученные им на посту министра. Так, он вернул в «казну» две иномарки, подаренные немецкими производителями, и расплатился за позорные ценности. Эти действия лишь ухудшили его положение и убедили следствие в том, что в свое время он действительно злоупотреблял государственной собственностью и подарка не получит.
detector