Электронный аукцион — это открытая процедура закрытия контракта, которая проводится на ЭТП и заключается в снижении начальной максимальной цены контракта. Для участия в электронном аукционе требуется электронная цифровая подпись и аккредитация. Все поставщики участвуют в аукционе на одинаковых условиях. Заявки размещаются в единой информационной системе или на едином носителе. Заявки принимаются двумя сторонами, а декларации публикуются до окончания установленного срока подачи заявок. Электронный аукцион проводится с максимальным снижением цены контракта, а победителем признается лицо, подавшее последнее предложение. В среднем аукцион длится один-два часа, но может затянуться и до 10 часов. Протокол аукциона публикуется в торговом зале в течение 30 минут после завершения. По истечении 10 дней контракт может быть расторгнут.
Запрос котировок (ЗК)
Запрос на проведение торгов — это конкурентный способ поиска подрядчика для закупки на сумму до 500 00 рублей. Информация о заявке на участие в конкурсе предоставляется неограниченному числу заинтересованных лиц. Решающим критерием для определения победителя является наименьшая цена, без учета соответствия требованиям плана конкурсной заявки. Гарантия конкурсной заявки является необязательной. Данный способ заключения договора максимально упрощен и позволяет заказчику в короткие сроки выявить победителя и заключить договор.
Заявка на участие в тендере подается подрядчиком один раз, но в случае внесения изменений или отзыва заявки по требованию заказчика. Протокол рассмотрения заявки на участие в тендере публикуется в открытом доступе в двух экземплярах и подписывается участниками комиссии.
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика для поставки оборудования для газопровода. Вы точно знаете, какое оборудование требуется. Вы не можете сообщить ЕЦБ о производителе, но можете предоставить технические характеристики. Далее объясните все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и другие условия, рассчитайте начальную цену (среднюю закупочную цену с поправкой на нормальную или прошлогоднюю инфляцию) и объявите конкурс.
На этом этапе необходимо определить систему выбора поставщика.
Самый простой способ сделать это — запросить заявки. Каждый участник предлагает свою стоимость в рамках закрытой операции, а организатор рассматривает и оценивает предложения на соответствие. Если предложение соответствует всем требованиям, а цена самая низкая, то поставляется именно оно.
В этом процессе не учитывается ничего, кроме цены и соответствия требованиям декларации. Заказчику не могут быть предоставлены ни требования к оборудованию для проведения монтажных работ (если таковые имеются), ни опыт выполнения аналогичных задач, ни наличие специалистов. Это приводит к значительным рискам. Дешевая продукция доступна, но некачественна.
А что нужно сделать, чтобы защититься от некачественной продукции, даже по дешевым ценам? Вы можете прибегнуть к двум вариантам. Усложнить условия работы команды или выбрать другой способ поставки.
5 Виды процедур
Контрактные процедуры бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные процедуры — это закупки у единственного поставщика. Например, только одна российская компания производит ядерное топливо для атомных электростанций. Там, где поставщиков больше и рынок развит (например, молочный рынок), компании на рынке сильно конкурируют (об этом говорил мой коллега в предыдущей статье). На таких высококонкурентных рынках конкурентный процесс выгоден.
К конкурентным процессам по 44-ФЗ относятся аукционы, конкурсы, запросы предложений и запросы тендеров.
Про трендовый запрос вы уже знаете: это упрощенный отбор поставщиков, предлагающих цены в один тур.
Аукцион — это процесс с большим количеством раундов, где процесс торгов проходит открыто, и после каждого предложения любой из участников может снизить свое предложение. Когда участник перестает это делать (обычно существует минимальный шаг и время с момента последнего предложения до окончания процесса), аукцион считается завершенным, и контракт отправляется тому, кто сообщил самую низкую цену.
Конкуренция имеет место, когда клиенты заинтересованы в качестве приобретаемых товаров, проектов и услуг, а также в экономии средств. На основании конкурсной документации заказчики оценивают поставщиков на разных этапах. На первом этапе оценивается соответствие требованиям документации и сам продукт. Большое внимание уделяется качеству товаров, проектов или услуг и гарантиям, предоставляемым поставщиком. На втором этапе оценивается поставщик: его надежность и квалификация. Третий этап — ценовая конкуренция. Поставщик должен изо всех сил стараться найти оптимальный баланс между ценой своего предложения и желаниями заказчика и нести ответственность за качество контракта на протяжении месяцев или лет.
Конкуренция, необходимая для соответствия определенным критериям на входе, ограничена. Например, музеи — там, где необходимо реконструировать объект культурного наследия. Ограничением здесь является наличие или отсутствие разрешения на проведение строительных работ на объектах, охраняемых Министерством культуры РФ или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — несколько более простой процесс, чем конкурс, но более сложный, чем запрос предложений. Этот способ редко используется после проведения конкурсов и аукционов, когда заказчик не смог найти поставщика. Победитель выбирается по цене на основе критериев, но при этом пристальное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильное указание критериев конкурса или приглашение к подаче предложений — это еще одно искусство, требующее знания предмета и базовых финансовых знаний. Поэтому, если комиссия простая, требуется простой процесс. Аукционы намного проще и быстрее, чем конкурсы. Здесь меньше документации и быстрее старт. Например, этот проект — закупка продуктов для детского сада. Мне нужно 1000 баночек для детского питания, я объявляю аукцион с такими-то и такими-то условиями и по такой-то и такой-то цене. Такой процесс позволяет легко найти поставщиков (перекупщиков или производителей), которым выгодно быстро продать большое количество товара.
Каковы результаты?
Аукционы считаются «золотой моделью поставок». С одной стороны, они быстры и просты, а с другой — обеспечивают реальную конкуренцию с четкими результатами и шагами между поставщиками. Однако на практике они не всегда идеальны, поскольку определение чести как критерия является «проклятием» государственных закупок. Иногда страдает качество. Ориентация исключительно на цену заставляет сотрудников покупать более дешевые товары, но при этом сообщать о высоком уровне экономии, повышая тем самым собственную эффективность.
Например, узнайте, существует ли рынок сливочного масла. Поставщики выигрывают за счет цен, которые ниже тех, что предлагают местные производители. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо сливочного масла они бы поставляли спред. В Торе, однако, это сливочное масло. Затем он поставляет это великолепие, а покупатель должен решить, принимать его или нет. Потому что ему приходится начинать долгий процесс, а возможно, и новый. А в это время бизнес стоит без масла. Или такой пример: однажды на стартовую площадку ракеты (по неподтвержденной информации) сбросили бетон ненадлежащего качества. Конечно, такие вещи строго наказуемы, но раньше законодательная база была более мягкой по отношению к нарушителям.
Или если заказчик три года переписывал устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы в ТЗ, поставщик не пошел ему навстречу, и три года подряд процесс не удавался. Однако он проигнорировал советы и продолжил писать о требованиях tor the Rails по старому ГОСТу. Винить в этом заказчика нельзя, так как Rails закупаются не каждый год. Но факт остается фактом: вы должны исследовать предметную область.
Ведь открытость (прийти может любой, кто соответствует требованиям), законодательные требования к процедуре, баланс ЦИСИ (объективность, добросовестность и грамотность), а также цена и простота самого процесса — это основа системы госзаказа. С начала этого года, благодаря практически полному переводу госзакупок в электронный вид, ожидается повышение скорости и эффективности государственных закупок.
Подробнее о том, как все это работает: